Микашевичский детский дом. Откровения директора. Часть2

Требовалось выявить, кто из числа оставшихся парней верховодит, будоражит коллектив, создаёт нестабильность. Вечером в конце ноября 1955 года, по договорённости с дежурившим в здании воспитателем Семёновым М.Е., я зашёл в комнату ребят старшей группы. Там я спрятался во встроенном в стену фанерном шкафу, где висели пальто. Старшие подростки вели себя скрытно и часто не хотели включать освещение в спальне. Они обходились тем светом, который проникал через окна от фонарей со двора. Место, откуда я наблюдал, было выбрано возле угла спальни с расчётом, чтобы мне можно было видеть и узнавать силуэты на фоне окна, освещённого с улицы. Когда закончился ужин, стало слышно как воспитанники с криками и стуком поднимаются по лестнице на второй этаж. Ключ в дверном замке заскрипел, и подростки с шумом ввалились в спальню.

Собравшись у окна, где не было кроватей, они разговорились о проведении ряда хулиганских действий и о подготовках к кражам. Я услышал, где спрятаны украденные из торговых ларьков водка и папиросы. Узнал также, какую характеристику дают они мне, и в чём они видят мои сильные и слабые стороны. Ими были высказаны мнения о многих воспитателях. За несколько часов пребывания в шкафу я узнал много о замыслах нарушителей порядка и их предводителях. С Семёновым было договорено, что через какое-то время он войдёт в спальню и отправит парней на просмотр приключенческого кино в актовый зал. А я тогда смог бы покинуть спальню. Всё прошло так, как мы с Семёновым спланировали.

Эта негласная разведка открыла для меня многое, чего мы, воспитатели, не знали. Впоследствии на основе этого определились новые задачи, а также формы и методы воспитательной работы. Услышанная в спальне информация убедила меня, что в детдоме сохраняется конфликтная ситуация и я решил обсудить этот вопрос с педагогами. Хотел выслушать мнение каждого и их выводы о конфликте. В этом разговоре я хотел узнать их оценку событий, реакцию, выдержку и педагогический такт. Причём услышанную от парней характеристику каждого воспитателя я передал почти дословно, исключив матерщину. Это я сделал преднамеренно, чтобы воспитатели знали, как их работа оценивается в детском коллективе. Этим я заставил каждого задуматься, а не следует ли кому то из них изменить своё отношение к работе или же уволиться. Через месяц после этого две воспитательницы оставили работу в детском доме, сославшись на возникающие трудности.

На ближайший период нужно было систематизировать и сделать конкретной и целенаправленной воспитательную работу, обратив особое внимание на взаимодействие с активными общественниками из числа воспитанников. Обязательно пересмотреть структуру и состав детских формирований самоуправления. Добиться установления деловой и повседневной связи с учителями Микашевичской школы.

Для обеспечения занятости ребят совместно со школой закупить недостающее количество духовых музыкальных инструментов, спортивного инвентаря.

В центре внимания наших педагогов должны были находиться вопросы трудового воспитания, а также подготовки подростков к практической деятельности и овладению бытовыми навыками. Мы должны были привлечь детей с учётом их возрастных особенностей к самообслуживанию, к работе в учебных мастерских и в подсобном хозяйстве детдома, где выращивались и заготавливались продукты для нашей столовой. Было запланировано, что с участием воспитателей, хозяйственных кадров и взрослых воспитанников мы общими усилиями благоустроим территорию вокруг зданий, переоборудуем столовую. Необходимо было достичь сочетания педагогического воздействия и процесса самовоспитания детей с целью формирования их гражданского сознания. Все эти задачи вошли в перспективный план работы детского дома, который обрастал деталями и дополнениями, выдвинутыми с течением времени.

Мне пришлось много сделать по формированию органов ученического самоуправления: детского совета и руководства пионерской дружины, а также комитета комсомольской организации. Требовалась значительная активизация их деятельности, расширение участия юношей и девушек в решении вопросов самообслуживания и воспитания младших школьников. Создаваемая нами система воспитания предусматривала постоянную мобилизацию детей в ходе школьного обучения и проявлялась в разумном дозировании с целевыми установками для детей в процессе физической трудовой деятельности, в системе спортивных мероприятий. Всё должно было предусматривать полную занятость воспитанников при разумном чередовании мероприятий, и внедрении в жизнь детского коллектива элементов самоуправления.

Проанализировав положение дел в учреждении и, особенно в детском коллективе, я пришёл к выводу о внедрении в жизнь детдома многих положений системы Макаренко А.С. А именно, всё, чтобы ни делалось, должно носить воспитательный характер. Далее необходимо было завести дневники наблюдений за поведением трудных детей, используя эти сведения для проведения последующего индивидуального воспитания. При этом нужно было помнить, что только труд и воздействие коллектива влияют на воспитание личности.

1955-56 учебный год для педагогов и воспитанников детского дома был весьма напряжённым. Проводилась подготовка к фестивалю воспитанников детских домов Брестской области. 1 июля 1956 г. состоялось общее собрание по подведению итогов учебного года. Результаты были положительными. Из числа 126 обучавшихся в школе воспитанников только один не был переведен в следующий класс из-за неуспеваемости. Такой результат был достигнут впервые за все годы существования детдома.

С 24 по 27 июля 1956 г. в Бресте состоялся областной фестиваль детских домов. К нему наше учреждение пришло с положительными результатами в учёбе и хозяйственной деятельности. В составе команды МДД на фестиваль прибыло 45 человек. Мы заняли второе общее место из числа 22 соревновавшихся команд. Были удостоены переходящего вымпела областного отдела образования и обкома комсомола. 20 воспитанников за успешное выступление на фестивале получили грамоты, а 12 человек были удостоены подарков. Наши спортсмены Ахремчук Екатерина и Бородецкая Мария были названы чемпионами областных соревнований. Им были вручены чемпионские ленты, и каждая награждалась турпутёвкой в Сочи. Эта была первая в истории нашего учреждения победа, когда детдом, находившийся раньше на последних местах, занял одну из ведущих позиций. Это ещё больше способствовало сплочению детского коллектива, ребята убедились в возможности достижения успехов, в силу организованности. У них появилась гордость за детский дом, заслуженная ими самими.

Летние месяцы воспитанники провели в нашем лагере отдыха, располагавшемся в местности под названием «Пруды», что в 6 км от Микашевич. Для детей это было также впервые. Жизнь в лагере была всесторонне интересной. Совершали походы вдоль реки Случь, купались, ловили рыбу, собирали грибы и ягоды. Были созданы простейшие площадки для занятий спортом и развлечений подвижными играми.

Новый 1956-57 учебный год дети начали хорошо отдохнувшими, бодрыми, закалёнными. 1 сентября на общем собрании воспитанников было принято решение наладить жизнь детского коллектива под девизом: «Ребята, любите свой детдом, за его честь боритесь прилежной учёбой и трудом!». По решению детского совета, комитета комсомола и совета пионерской организации в новогодний праздник 1 января 1957 г. была организована встреча с бывшими воспитанниками. В гости к детдомовцам прибыло 18 человек.

Среди них был комбайнер Станкевич Григорий, награждённый медалью «За освоение целинных земель» и прибывший из Казахстана. Приехал из Петрозаводска передовой строитель Левшиц Фёдор. Прибыл в детдом редактор одного из отделов белорусского телевидения и член союза писателей Недведский Владислав. В числе приглашённых были заведующая отделом райкома комсомола Улахович Дина и трое учащихся Минского суворовского училища – Иванов, Бондарев и Казмиркевич. Такой встрече были рады и дети и бывшие воспитанники, биографии которых являлись примером для подражания.

В марте этого же года было приобретено оборудование для демонстрации кинофильмов в зале детского дома. На первом киносеансе был показан фильм «Педагогическая поэма», рассказывающий об известном педагоге Макаренко А.С. и воспитанниках руководимого им детского учреждения. Я в это время находился в Минске, где были организованы месячные курсы повышения квалификации. После окончания учёбы, я в апреле 1957 г. возвращался домой. Поезд прибыл в Микашевичи в полночь. На перроне стояла группа воспитанников в количестве около половины состава детдома. Это в большинстве были дети старших возрастов.

Я был в недоумении. Что же произошло? Заметив меня, ребята пошли навстречу. Все были рады моему приезду, улыбались, их глаза светились как то по-особому. Они объясняли мне, что увидев фильм «Педагогическая поэма», они сравнивают меня с Макаренко. Они считали, что я обладаю такими же качествами, как и этот педагог, отмечая мою большую заботу о детях. От такой искренней признательности моего труда, мне стало очень приятно на душе.

Вспомнились дни моего прибытия в Микашевичи в августе 1955 года, когда ситуация в детском коллективе была непростой. Мне удалось организовать всё так, чтобы дети прониклись доверием ко мне, ощутили ту заботу, которую проявляют о них педагоги и воспитатели. Эта забота была очень необходима детям, оставшимся после войны без родительской опеки. В этот день я понял, что детский коллектив во многом стал способен самостоятельно решать вопросы организации своей деятельности. Стали частыми дни самоуправления, когда воспитанники решали вопросы жизни не только своего коллектива, но и деятельности детдома. Утвердилась традиция отмечать дни рождения воспитанников и дети восприняли это благожелательно, принимая в этом активное участие.

В такое ответственное время, когда детский дом готовился к важному «экзамену», то есть к областному фестивалю воспитанников детских домов, руководство органами самоуправления было поручено инициативным парням и девушкам. Балук Иван стал председателем детского совета. Председателем совета пионерской дружины была избрана Ахремчук Екатерина. Секретарём комитета комсомольской организации избрали Синкевич Марию. Фестиваль воспитанников детдомов был приурочен к Всемирному фестивалю молодёжи 1957 г. в Москве.

Для коллектива детдома он был смотром деятельности по таким показателям, как организация жизни воспитанников через работу органов детского самоуправления, состояние учёбы и культуры поведения. Анализировалась также организация отдыха детей, спортивная деятельность, трудовое воспитание. Значение имело положение дел в подсобном хозяйстве: наличие домашних животных и состояние их содержания. Так, в нашем хозяйстве имелись лошади, коровы, свиньи, птицы и кролики. Уделялось внимание оформлению интерьеров помещений и участию воспитанников в детском творчестве. Вся такая деятельность детского дома должна быть кратко описана в альбоме с приложением фотографий. Перед фестивалем проходили проверки детских домов Брестской области, в которых участвовали представители отдела образования, обкома ВЛКСМ, а также проходили взаимопроверки между детдомами.

В дни подготовки к фестивалю в моей жизни произошло важное событие. Я был награждён по приказу министра просвещения республики знаком «Отличник просвещения БССР». 29 мая 1957 года, в мой день рождения, в присутствии коллективов педагогов и воспитанников детского дома, мне вручили эту награду. Это означало, что моя деятельность на посту директора оценивается положительно.

Областной фестиваль, состоявшийся с 14 по 17 июля 1957 года, явился для нас серьёзным испытанием, и мы достигли победы. Микашевичский детский дом занял первое место, и нам было вручено переходящее Красное знамя Брестского облоно и обкома комсомола. Дети были награждены 27-ю грамотами, 18-ю индивидуальными подарками, удостоены 5-ю лентами чемпионов в спортивных соревнованиях. Были вручены нам также 2 групповые туристские путёвки для поездки в Ленинград. Воспитатель Данилов В.С. и воспитанник Чернышёв Олег были награждены наручными часами.

Положительным моментом являлось то, что дети стали осознавать, что от их дисциплинированности, организованности и работоспособности зависела одержанная нами на фестивале победа. Я никогда не перепоручал кому-либо работу с органами детского самоуправления, всегда занимался этим сам. Останавливаться на каком-то одном уровне было нельзя. Надо было вновь и вновь выдвигать новое, жить перспективой, чтобы взрослые воспитанники (их было 70%), а также младшие дети находились в постоянной мобилизации. Но основными нашими категориями практической деятельности были: учебный труд, работа по самообслуживанию в зоне детдома, включающая посильный физический труд, в котором приобретаются бытовые навыки.

Мы установили теснейшие связи с бывшим детдомовцем Недведским Владиславом Иосифовичем, ставшим белорусским поэтом и писателем. Он часто приезжал к нам в гости. Сюжет его повести «Хлопцы з другога корпуса», написанной на белорусском языке, был, почерпнут из жизни МДД. Детский совет принял тогда решение, что самой высокой наградой для воспитанника будет вручение сборника стихов Недведского с подписью автора.

День, которого я ждал, наконец-то наступил. Это было 27 сентября 1958 года. Проводилось заседание детского совета, на котором решались вопросы, требующие безотлагательного рассмотрения. Ребята провели заседание без моего присутствия и решили вопросы со знанием дела. Меня пригласили в конце и проинформировали о принятых решениях. Я одобрил их самостоятельность и инициативу, пожелал успехов в практическом выполнении намеченного. Тогда я определил для себя, что наш детский коллектив вступил в третью стадию организованности, когда требования по решению задач ставят перед собой сами воспитанники и они же претворяют их в жизнь. С этого времени и до конца деятельности детского дома этот порядок нужно было сохранять. Но он требовал к себе повседневного внимания по организации жизни детей со стороны педагогического коллектива.

В МДД ввели новый распорядок утреннего подъёма детей после сна. Отменили приход на подъём воспитателей групп, приходил только один дежурный воспитатель. Наш детдом в числе первых смог приобрести катушечный магнитофон. Провели радиофикацию всех помещений и спален детдома. Для радиоузла отвели небольшую комнату. На магнитную плёнку записали текст и музыку. Вначале звучал «Школьный вальс». Затем был записан мой голос с пожеланиями доброго утра мальчикам и девочкам. Далее оглашался подъём и команда «На зарядку», после которой звучал весёлый марш. После этого представители самоуправления выполняли свои задачи по проведению физических упражнений с детьми. Ребятам такой утренний подъём пришёлся по душе. Также мы использовали радиоузел для трансляций по воскресеньям своих передач через радиосеть детского дома. С познавательными рассказами и беседами через радиоузел выступали наши старшеклассники, транслировались песни по заявкам слушателей.

Вскоре мы решили отказаться от замков на дверях в комнатах для занятий, в спальнях, шкафах и тумбочках. Замки оставили только на двух кладовых: продуктовой и инвентаря. 1 января 1958 года выделенная педсоветом и комсомольской организацией комиссия сняла замки и началась жизнь без них. Многие воспитатели тогда сомневались, но это доверие к детям оправдало себя и утвердилось. Затем ввели в каждой группе сберегательные книжки и копилки. В копилку помещались деньги, полученные за работу детей в колхозе, на подсобном хозяйстве. Из этих средств сбережения создавался фонд поощрения лучших воспитанников, покупались для группы настольные игры и спортивный инвентарь.

А с каким энтузиазмом старшие воспитанники участвовали в строительстве кирпичной бани, прачечной и умывальных комнат. Создали бригады под руководством строителей. Всё делали сами от фундамента до кладки стен. Только работы по кровле и монтажу сантехники делали специалисты. Этот объект был гордостью воспитанников. Новшества мы старались вводить, где только можно было. Дети должны были иметь постоянную занятость и быть мобилизованными работать на перспективу.

О нашем детдоме, его педколлективе и питомцах знали за пределами района, области. Мне пришлось рассказывать об опыте работы на различных совещаниях, вплоть до республиканских. В январе 1960 года позвонили из Брестского облоно и сообщили, что министерство просвещения БССР предложило мне выступить с докладом на республиканской научно-практической конференции директоров детских домов. Тема доклада была следующей: «Воспитание у детей навыков культурного поведения». В июне 1960 года в “Настаўніцкай газеце” была напечатана статья о Микашевичском детском доме под названием “Слаўная савецкая сям’я”.

На районном собрании учителей я был избран делегатом на Белорусский республиканский съезд учителей в Минске. После завершения работы съезда в зале театра оперы и балета состоялось вручение наград работникам просвещения. Я был награждён орденом “Знак Почёта”. Конечно, такой высокой награды я не ожидал. Из числа 30-ти директоров детских домов Брестской области и из тысячи учителей Ленинского района орденом был награждён только я.

В 1962 году я переехал с семьёй в Новогрудский район Гродненской области на родину моей жены. В этих местах в годы Отечественной войны прошла моя партизанская юность. Здесь я стал с сентября 1962 года работать директором Омневичской средней школы Новогрудского района, затем перешёл на должность завуча. В 1980-е годы стал пенсионером. Но воспоминания о плодотворной работе в Микашевичах надолго остались в моей памяти.

Многие воспитанники детского дома стали хорошими специалистами, полезными для нашего общества людьми. Это Балук Иван, инженер Минского электронно-вычислительного центра, Гарбузевич Михаил, мастер этого же электронно-вычислительного центра, Поух Иван, мастер Артёмовского металлургического завода. Учителем химии стала Кахнович Ольга, а Кахнович Татьяна – преподавателем института иностранных языков. Бобровник Александр стал кандидатом технических наук, Витт Тамара была врачом, Полховский Василий и Багновец Людмила работали инженерами.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий. Сообщения могут оставлять зарегистрированные пользователи сайта или просто отправьте свой комментарий через вкладки социальных сетей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter